Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Содержание

Составы для смазки опалубки перед бетонированием

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Бетонные работы, за редким исключением, — составляющая цикла строительных мероприятий по возведению сооружений – от небольшой хозяйственной постройки до монолитного многоэтажного здания. Бетонирование дает возможность быстро, без значительных трат получать прочные конструкции фундаментов, перекрытий, стен, перегородок. Применение многооборотных щитов опалубки, их быстрый монтаж, легкая разборка – значительно сокращают срок сдачи готового объекта, снижают траты. Облегчить работу с опалубкой, продлить ее срок призвана смазка.

Без смазки эту мелкощитовую опалубку будет сложно разобрать

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.

Уплотнение раствора глубинным вибратором

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Способность к смачиванию у материалов разная. Поэтому, периодичность обработки щитов отличается. Например, деревянные, фанерные смазывают перед каждым использованием, пластиковые – каждый пятый раз.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Виды смазочных смесей

В основе классификации антиадгезионных растворов лежит их химический состав, технические характеристики.

Водная суспензия

Простой, экономный вариант. Ее можно сделать самостоятельно из доступных материалов. По рецептам мастеров со стажем легко готовятся суспензии из алебастра, строительного гипса, щелока, глины, извести. Достаточно и других народных рецептов.

Все составы группы после тщательного размешивания наносят на элементы опалубки, дают обработанным поверхностям просохнуть. Формы для заливки бетона из таких щитов нельзя простукивать, уплотнение бетона производится без вибратора. Причина – отсутствие эластичности у слоя подсохшей смазки, который при ударных, механических воздействиях легко отслаивается, смешивается с контактирующим раствором. Загрязненный поверхностный слой монолитной конструкции имеет пониженную прочность. Поэтому применение водных суспензий подходит для малых конструкций с применением штыкования при уплотнении залитого раствора.

Гидрофобизаторы

Обладают высоким коэффициентом омыления, характеризующим эффективность защиты оснастки от смачивания при контакте с раствором. Компоненты составов — минеральные масла, поверхностно-активные вещества. Гидрофобизаторы создают надежный слой на внутренней стороне щитов. Минусы — стоимость смазочных средств, их пожароопасность, существующий риск проявления масляных пятен на поверхности бетона.

Гидрофобизаторы для любых поверхностей работают по единому принципу:

На основе органических углеводородов – замедляющие

Органические углеводы — основа средств. Нанесенный слой сдерживает скорость схватывания строительного раствора. Поэтому контактирующий с опалубкой раствор еще обладает пластичностью, податливостью, остальной его объем на всю толщину уже схватился и стал достаточно прочным. Демонтаж щитов, их очистка от налипших частиц бетона производится легко. Минус замедляющих растворов – невозможность контроля процесса отвердения поверхностного слоя бетона. Возможно появление трещин на стыке отвердевшего бетона и пластичного тонкого слоя из-за внутренних напряжений.

Комбинированные

Обратные эмульсии (другое название комбинированных смесей) включают в состав компоненты-гидрофобизаторы, замедлители схватывания бетонной смеси, пластификаторы. Легко удерживаются на гладкой, вертикальной поверхности, несколько суток эмульсия не расслаивается. Комбинированная смазка делает поры бетонной поверхности малыми, что улучшает показатели плотности, прочности, влагостойкости получаемого монолита. Специалисты считают применение обратных эмульсий оптимальным для обработки щитов опалубки.

Со смазкой щиты целые, бетон без повреждений

Часто используемые смазки

Застройщику без профильного образования будет легче выбрать нужный состав из предлагаемого строймаркетами ассортимента, если он будет знать характеристики популярных средств.

  • Агат. Универсальный безводный масляный состав для покрытия опалубочных щитов из любого материала. Особенность – отсутствие поверхностных следов материала на высохшем бетоне.
  • Тиралюкс. Дорогой немецкий состав на основе минеральных масел, антиморозных добавок. Отличается защитными свойствами – бетон не пристает даже к щитам из досок.
  • Ангрол. Пожаробезопасная эмульсия с длительным сроком хранения без потери заявленных характеристик. Защищает от коррозии металлические поверхности оснастки.
  • Эмульсол. Смазка с минеральными маслами, отличается простотой нанесения, малым расходом. Составом марки «Эмульсол-ЭксИМ» можно покрывать щиты конструкции при значительных понижениях температуры – до -35°С.

TiraLux – дорогой, но популярный состав для нанесения на опалубку

Требования к смазочным смесям

Не стоит по старинке обрабатывать оснастку отработкой машинного масла или мазутом. Эти материалы опасны для окружающей среды, пожароопасны, не всегда эффективны. При производстве готовых средств учитывают строительные требования, нормативы. Приведем основные из них:

  1. Приближение химического состава к нейтральному состоянию должно оберегать дыхательные пути, открытые участки кожи строительных работников. При этом, не должны снижаться эксплуатационные характеристики конструкции в местах контакта смазочной пленки с бетоном.
  2. Средство, снижая адгезию бетона с материалом опалубки, не должно обладать проникающими свойствами. После контакта не должно оставаться любых маслянистых, жирных пятен. Если их не удалять, отделочные материалы (клеевые растворы, штукатурка, обмазочная изоляция) могут не удерживаться на бетонной поверхности. А удаление пятен связано с механическим повреждением поверхности монолита.
  3. Для сопротивления щелочной среде бетонной заливки и получения качественной мыльной пленки на поверхности элементов опалубки – коэффициент омыления не может снижаться ниже 7 единиц. Соблюдение требования не даст частицам раствора прилипать к внутренней поверхности формообразующих щитов.
  4. Состав средства должен обеспечивать веществу достаточную вязкость, устойчивость к разжижению от горячего воздуха. Качественный материал не стекая, не испаряясь, сутки удерживается на гладкой вертикальной плоскости щита.
  5. Смазка должна быть безопасной для человека.
  6. Применяемое покрытие обязано служить защитой материала опалубки: от коррозии – для металла, от гниения, поражения микроорганизмами – для дерева.
  7. Нанесение покрытия должно производиться легко, с экономным расходом рабочего вещества.

Обработка

Обработка конструкции происходит после окончания ее сборки. Это сократит расход смазки. Ранее залитый, отвердевший бетон защищают пленкой или брезентом. Обрабатываемую поверхность предварительно чистят от остатков раствора, грязи, хорошо высушивают. Покрытие из применяемого средства должно быть равномерным, тонким.

При нанесении смазки не допускается ее попадание на закладные изделия, подготовленный каркас из арматуры, элементы должны сохранять высокую адгезию с бетонным раствором.

Экономный вариант – распыление малярным пистолетом. Работать можно валиком, кистью. Применение обычной малярной кисти особенно оправдано при обработке поверхности стыков, в углах опалубочной формы, дощатых щитовых конструкций.

Краскопульт обеспечивает равномерное, экономное напыление

Расход

Зная нормы расхода, указанные производителем на упаковке, нужно делать поправки на следующие объективные причины их изменения:

  • плотность применяемого состава;
  • окружающий температурный фон;
  • материал, качество поверхности обрабатываемой опалубки;
  • способ нанесения смазки, качество применяемого инструмента;
  • через какое время после обработки будет производиться бетонирование.

Производители

Для обработки опалубки чаще выбирают продукцию зарекомендовавших себя производителей. Среди зарубежных марок лидирует германский Тиралюкс1721, смеси греческого концерна Isomat. Положительные рекомендации у российских универсальных смазок Эмульсол ЭКС-А, Ангрол-Монолит, Дивикон. При выборе производителя лучше остановиться на компании, работающей в узком сегменте изготовления средств (например, нижегородская «Н Петрос»). Тогда можно не сомневаться в высоком, постоянном качестве состава.

Применение смазочных материалов для обработки опалубочных конструкций можно не считать дополнительными тратами. Эти вложения многократно вернутся ускорением строительных работ, увеличением срока службы, оборачиваемости съемной опалубки, повышением качества возведенных бетонных конструкций.

Пример нанесения разделительного состава на формы для изготовления бетонных плит, результат:

Средняя оценка оценок более 0

Источник: https://laminatepol.ru/36825-sostavy-dlya-smazki-opalubki-pered-betonirovaniem.html

Смазка для опалубки, виды смазок для опалубки

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Смазка для опалубки необходима для возможности отделения опалубки от заливаемой конструкции после твердения бетона. Бетонная смесь обладает свойством подвижности, благодаря которому она заполняет всю форму бетонирования полностью, без зазоров и пустот.

И еще бетонная смесь должна сцепиться и «склеиться» с арматурным каркасом, для этого ее и заливают в опалубку. Задача – создать цельную строительную конструкцию — выполнена, только вот съемная деревянная опалубка превратилась в ее оболочку и отодрать ее от бетона можно только отдельными досками.

Это в лучшем случае, в худшем – можно повредить бетон при отрыве. Этого не происходит, если палубу обрабатывают одним из видов смазки.

Читайте также  Чем отличается газобетон от пенобетона что лучше?

Цель применения смазки для опалубки – уменьшить ее смачиваемость, тем самым адгезию ее поверхности к бетону. Жиросодержащая эмульсия образует на поверхности опалубочных щитов тонкую пленку, сильно снижающую сцепление с бетоном. Причем наносить смазки нужно только на палубу, после ее полной сборки, и не допускать попадания смазки на армокаркас и закладные детали, то есть туда, где высокая адгезия необходима по определению.

У разных материалов характеристики смачиваемости разные – у металла и дерева высокая, у пластиков и текстолита ниже. Но обрабатывать приходится все поверхности, с той разницей, что дерево смазывают перед каждым циклом бетонирования, а пластмассовые оболочки – каждый пятый цикл, по необходимости.

Все смазки обеспечивают опалубке снижение адгезии к цементному раствору и легкий демонтаж. Очистка палуб при этом сводится к минимуму, но главное – бетон конструкции не подвергается механическим воздействиям и не повреждается, даже в возрасте до трех суток. Полученная поверхность монолитной конструкции – гладкая. Бывают случаи, когда опалубку снимают, не дожидаясь полного набора прочности бетона. Основное требование при этом – сохранность монолитного бетона, на этом базируются и требования к смазкам.

Основные требования к смазкам для опалубки

Перечислим требования, предъявляемые к смазочным составам:

  • Смазка не должна оставлять на монолите жировых и масляных пятен. Состав смазки должен обеспечивать снижении адгезии к бетону, но не обладать проникающими свойствами, ведь в этом случае пятна с поверхности невозможно будет удалить без ущерба для конструкции. Обмазочные и лакокрасочные материалы для изоляции и отделки также обладают сцеплением, на этом основаны технологии их применения, и отслойка как гидроизоляции, так и отделочного слоя в местах загрязнений недопустима.
  • Химия смазочных составов не должна вызывать снижения прочности бетона на поверхности контакта с опалубкой.
  • Смазки должны быть достаточно вязкими, чтобы удерживаться тонким слоем на гладких поверхностях деталей опалубки не меньше 24 часов при температурах до +30⁰С.
  • Кислотное число, или число омыления, должно быть 7 и более. На поверхности контакта с цементным раствором, имеющем щелочную реакцию, происходит реакция, нейтрализующая щелочь, в результате получается пленка, на которую не налипает бетон.
  • Смазка должна быть простой в работе и экономичной. Расход смазок зависит не только от их консистенции, но и от материала опалубки и технологии нанесения. Механическое распыление с помощью пистолета экономит не только трудозатраты, но и смазочную эмульсию от 10 до 30% расхода. Чем ниже температура воздуха, тем толще получается слой смазки. На деревянную опалубку смазки уходит на 10 — 15% больше, чем на металлическую и пластмассовую.

Основные виды смазок для опалубки

  1. Водная суспензия. Эконом-вариант, можно изготовить собственноручно. Рецепты народные – жидкое мыло с керосином, или глиняно-масляный раствор, или суспензия ручного изготовления из гипса и извести, разведенных щелоком. Смеси размешивают и наносят на опалубочные щиты, а затем их просушивают. Тонкий защитный слой после просушки обладает свойством инертности к бетону. Иногда палубы окрашивают еще более простыми «составами» – цементным молоком или известью. Это отличный и недорогой вариант для небольших конструкций, которые будут бетонироваться без виброуплотнения, только штыкованием.

    Простукивать опалубку, обработанную этими составами, также не стоит. Полученный этими методами защитный слой абсолютно не эластичный, он жесткий и при ударах и вибрации может отслаиваться с опалубки и смешиваться с бетоном зоны контакта, загрязняя и ослабляя прочность поверхности конструкции. Для конструкций, где требуется технология укладки бетона с виброуплотнением, все эти составы применять нельзя.

  2. Гидрофобизаторы. Стоимость этих составов достаточно высокая, и не все безопасны для бетона, некоторые загрязняют поверхность монолита. Но все же эти составы имеют спрос.

    Несмачиваемая водоотталкивающая пленка образуется за счет входящих с состав данных смазок поверхностно — активных веществ на основе из минерального масла.

  3. Замедляющие схватывание бетона. Основа – органические углеводороды. Замедлители очень эффективно выполняют задачу разделения опалубки и бетона, но применяются нечасто, так как имеют «побочное действие» — иногда трудно контролировать это замедление, реакция зависит от многих факторов, в том числе от температуры.

    Бетонная поверхность, контактирующая с опалубкой, может в результате этих реакций испытывать внутренние напряжения и получить трещины.

  4. Комбинированная смазка, или обратная эмульсия. Эти виды смазок считают оптимальным вариантом, несмотря на высокую стоимость. В их составе также имеются замедлители схватывания цементного раствора и гидрофобизаторы, но введение пластифицирующих добавок в значительной степени уменьшает их негативное действие. Данные виды смазок служат основной цели – обеспечить гладкость бетонной поверхности и легкое ее отделение от палубы.

    Дополнительные свойства обратных эмульсий – уменьшение размера и количества пор на поверхности контакта, и как следствие, небольшое увеличение водостойкости.

Краткие характеристики часто используемых смазок для опалубки

Перечисли наиболее популярные смазки для опалубок и опишем их характеристики

Агат

Концентрированный эмульсол, перед нанесением разводится водой и взбалтывается, сам состав безводный, основа – масла. Несомненный плюс состава – после его применения на бетоне не остается никаких следов, что бывает очень важно при отделке и работе с белым и цветным цементом.

Ангрол

Водный состав, долго и безопасно хранится, совершенно негорючий, не боится влаги. Дополнительный плюс – защищает стальную опалубку от коррозии. По стоимости – недешевый.

Эмульсол и эмульсол Экс – А

В основе минеральные масла. Экономичен и легкий в работе, используется на заводах ЖБИ. Преимущество этих смазочных составов – морозостойкость и возможность нанесения при температурах даже минус 30-35⁰С для частной стройки вряд ли актуально, поскольку бетонные работы нечасто ведутся на морозе.

Тиралюкс

Импортная дорогая смазка немецкого производства, сложного состава. Применяется и для зимнего бетонирования, содержит противоморозные добавки. Цена больше чем в три раза превышает отечественные аналоги. Работает отлично, сохраняя фанерную и дощатую палубу при многократном использовании.

Источник: https://stroyfora.ru/p/post-151

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

  • в Германии производится Тиралюкс 1721 – профессиональный смазочный материал изготовленный на основе минерального масляного состава с добавлением антифризовых веществ. Растворительных компонентов не содержит, отлично работает по металлу, пластику, ламинированной опалубке. Разрешен к нанесению при морозах до пятнадцати градусов;
  • Россия производит Ангрол-Монолит – универсальную смазку, которой можно пользоваться при любых климатических условиях – от сорока градусов мороза до семидесяти – тепла. Смазка не расслаивается, пятен на бетонной поверхности после ее применения не остается;
  • украинский материал Агат-С5. Смазочный модификатор, не содержащий растворителей;
  • еще один отечественный вариант – Эмульсол ЭКС-А.

Заключение

С применением антиадгезионных смазочных значительно возрастает сметная стоимость строительного процесса, но практикой давно доказано, что экономить на таком этапе не следует. Смазка опалубочных щитов считается важным мероприятием, во время которого необходимо выполнять рекомендации специалистов.

Источник: https://betonov.com/fundament/opalubka/smazka-dlya-opalubki.html

Смазка для опалубки

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Опалубка — это специальная конструкция, помогающая создать конкретную форму фундаменту. Без применения опалубки бетон будет буквально растекаться. После полного высыхания бетонной смеси необходимо отделить доски, являющиеся опалубкой от фундамента, перекрытий или стен. Но сделать это не так просто, так чем смазать опалубку?

Для чего используют смазку для опалубки?

Смазка опалубки применяется для уменьшения сцепления фундаментной конструкции с бетоном. Более того смазанная опалубка предотвращает появление на бетоне различных трещин, сколов. Снятие со смазкой значительно облегчается. Если смазка качественная, то она соответствует требованиям.

Бетонная поверхность с использованием смазки и без нее

Требования к смазкам

Масло для опалубки должно отвечать следующим качествам:

  • Не допустимы жирные пятна на бетоне после снятия.
  • Открепление должны быть легким.
  • Должна держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 оС не менее 24 часов.
  • Соответствие требованиям пожарной безопасности.
  • Отсутствие в составе химических веществ опасных для здоровья.
  • Время защиты на вертикальных поверхностях не менее дня.

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

Различия смазок по составу

Различают несколько видов смазок по составу:

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Первый тип изготавливают из химических веществ, являющихся инертными к бетону. Они отличаются сравнительно невысокой стоимостью, поэтому не всегда могут эффективно справляться с проблемой.

Второй тип наиболее стойкий. Он не расслаивается в течение недели. Отлично удерживаются на поверхности. Нередко они являются эмульсиями обратного назначения.

В третий тип вводятся такие химические вещества, как меласса или танин. При этом отмечается сложное регулирование процесса схватывания фундамента.

Четвертый тип изготавливается из множества масел, таких как минсоальное или солей кислот жира, а также присутствие смазки для опалубки эмульсола ЭКС. Они создают тонкий слой, который отталкивает воду. При этом могут иметь недостатки, как завышенная стоимость.

Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

Нанесение смазки распылителем

Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

  1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
  2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
  3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
  4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.

Примерный расход смазки

Материал опалубочных щитов Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность Нанесение на вертикальную поверхность
распылителем кистью распылителем кистью
Летнее время
Пластмасса, сталь 300 350 400 430
Древесина 320 350 350 420
Зимнее время
Пластмасса, сталь 300 400 350 400
Древесина 300 400 300 350

Примечательно, что расход напрямую зависит от следующих факторов:

  • Способа нанесения. Валиком больше чем кистью. Пистолетом меньше чем кистью.
  • Температуры воздуха. Чем холоднее воздух, тем больше расход.
  • Плотности массы. Чем плотнее, тем больше расход;
  • Количества времени между сборкой конструкции и заливкой бетона.

Смазка для опалубки – это важный этап в строительстве, поэтому важно соблюдать все рекомендации. Надеемся, что статья была полезна для изучения.

24.06.2016

Источник: https://opalubka-expert.ru/smazka-dlya-opalubki/

Виды смазки для опалубки и правила ее нанесения на щиты

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.
  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

Источник: https://ravchan.ru/opalubka/012-smazka-dlya-opalubki.html

Смазка опалубки

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?
Виды растворов для обработки опалубочных щитов

Бетонные работы являются неотъемлемой частью любого строительства – будь то возведение многоэтажного монолитного здания или небольшого частного дома. Бетонирование позволяет получить прочную, долговечную и недорогую конструкцию с минимальными затратами времени и сил. Единственный минус данной технологии – необходимость установки и разборки опалубки. Чтобы облегчить процесс демонтажа щитов, используется специальная смазка для опалубки.

Область применения

При произведении бетонных работ очень важно соблюдать технологию заливки. Одно из главных её требований – обязательное уплотнение раствора, чтобы избежать образования внутри монолитной конструкции пустот и раковин, заполненных воздухом. Для этих целей обычно применяют вибратор, либо простукивают опалубку по всей её плоскости. Это позволяет вывести из бетонной массы излишки воздуха, тем самым придав ей нужную плотность и прочность.

Хорошо провибрированный раствор полностью заполняет внутреннее пространство опалубки, включая самые мелкие трещины и неровности. Однако уплотнение бетонной заливки несёт не только плюсы. Главной проблемой, возникающей при этом, является сложность демонтажа опалубки после схватывания бетона: чтобы отделить её, порой приходится прилагать весьма серьёзные усилия.

В самых тяжёлых случаях после снятия щитов опалубка бывает уже не пригодна для дальнейшего использования, а это дополнительные финансовые расходы на закупку материала для новых опалубочных конструкций и затраты времени и сил на их сооружение. Кроме того, при попытках отделить щиты может быть повреждена сама бетонная заливка, ещё не набравшая должную крепость.

Дощатая опалубка

Эта проблема не столь актуальна, если в качестве материала для щитов используется гладкий листовой металл или пластик, но такие заводские конструкции довольно дорогостоящие и в связи с этим используются главным образом крупными организациями, ведущими строительство в промышленных масштабах.

Частные же застройщики используют для создания опалубки различные подручные материалы, в основном щиты из досок и фанеры. Деревянная поверхность, даже хорошо оструганная, имеет множество мелких трещин, зазоров и прочих неровностей, что увеличивает показатель её сцепки с бетоном.

Машинное масло-отработка

Для уменьшения адгезии внутренняя поверхность опалубочных щитов смазывается специальными составами. Смазка создаёт разделительную плёнку между опалубкой и бетоном, что позволяет упростить демонтаж щитов, увеличив сроки их эксплуатации в 2-3 раза.

Одновременно уменьшаются трудозатраты и ускоряется общий ход бетонных работ. Ещё совсем недавно для обработки оснастки широко использовались продукты нефтепереработки: мазут и отработанное машинное масло.

Подобные смазочные материалы не могут гарантировать хорошего результата, кроме того, они не отвечают требованиям экологической безопасности. В настоящее время разработан целый ряд современных средств для обработки опалубки.

Составы-гидрофобизаторы

Подобные растворы изготавливаются в заводских условиях из минеральных масел с добавлением поверхностно-активных веществ, повышающих коэффициент омыления. В результате на оснастке образуется защитный слой, предотвращающий её смачивание бетонным раствором.

Эффективность гидрофобизаторов достаточно высока, так же как и их стоимость. Среди их недостатков можно указать использование в качестве основы при их производстве минеральных масел. И если недобросовестный производитель допустит их переизбыток в конечном продукте, высок риск загрязнения бетонной поверхности маслянистыми пятнами.

Способ нанесения

Наносить адгезионные растворы на опалубочные щиты можно различными методами. От способа нанесения зависит расход материала и скорость работы. Самым быстрым и экономичным является обработка опалубки при помощи пистолета-краскопульта. Это даёт возможность минимизировать расход смазки, но при этом возникает проблема с прокрашиванием неровностей, углублений, стыков и трещин.

Во избежание «залипания» оснастки после нанесения антиадгезионной смеси на щиты следует пройти все труднодоступные места малярной кистью.

В отсутствие пистолета можно воспользоваться поролоновым или шерстяным валиком. Это несколько увеличит расход состава, но обработка будет производиться гораздо быстрее, чем малярной кистью, но такой способ больше подходит для относительно гладких поверхностей из металла, пластика и фанеры.

Если же приходится обрабатывать щиты, сколоченные из необструганных досок, то лучше использовать кисть. Такой метод самый трудоёмкий, зато позволяет более тщательно обработать все неровности. При расчёте расхода смазочного состава следует также учитывать материал, из которого сделана оснастка: впитываемость металлических или пластиковых поверхностей гораздо ниже, чем у древесины.

На видео представлена смазка для бетонных форм Эмульсол.

Применение антиадгезионных растворов значительно увеличивает сметную стоимость бетонных работ, но, как показывает практика, не следует жалеть денег на приобретение смазочных составов: их применение поможет сэкономить время, силы и материалы.

Источник: https://KakFundament.ru/opalubka/smazka-dlya-opalubki

Смазки для съемной опалубки

Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона  с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см2.  Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

  • адгезия и когезия бетона;
  • усадка бетона;
  • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

В период укладки бетон находится в пластичном состояниии является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

Без специальной  обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном.  А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

  1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
  2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
  3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством. Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

  • формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов

ИЛИ

  • наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.

.

Требования к смазкам для опалубки:

  • не должны оставлять на бетоне маслянистых пятен. Исключения здесь составляет бетонирование конструкций, засыпаемых впоследствии землей/покрываемых облицовкой или гидроизоляцией;
  • не уменьшают прочность контактного слоя бетона;
  • пожарная безопасность;
  • отсутствие летучих веществ, вредных для здоровья;
  • должны держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 оС не менее 24 часов.

.

Гидрофобизирующие смазки

изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

Замедлители схватывания бетона

— третья группа смазок. Для замедления схватывания бетона в состав таких смазок вводят танин, мелассу и пр. Их недостаток — сложно регулировать толщину слоя бетона, в котором замедляется схватывание.

Комбинированные смазки – обратные эмульсии

— наиболее эффективные средства  для улучшения качества получаемой бетонной поверхности монолитной конструкции и увеличения срока использования (оборачиваемости) съемной строительной опалубки. Такие смазки готовят в виде обратных эмульсий. Помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания в некоторые из них вводят и пластифицирующие добавки, например, мылонафт, сульфитно-дрожжевую барду (СДБ) и др. Пластификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях, чем существенно снижают его поверхностную пористость.

Эмульсионные смазки стабильны. Они не расслаиваются в течение 7—10 суток. При их использовании полностью устраняется прилипание бетона к опалубке. Также они хорошо удерживаются на поверхности палубы и не загрязняют бетон.

.

Состав смазок для опалубки

Для смазывания опалубки обычно используют эмульсии (типа вода-мыло-керосин; вода-масло) и суспензии (типа глина-масло; вода-мел; цемент-масло-вода). Составы приготовляют в ремонтных мастерских или получают в готовом виде с заводов ЖБИ, домостроительных комбинатов и т.д.

Для щитовой опалубки, используемой при возведении подземных железобетонных конструкций, универсальными является битумно-керосиновые смазки. Их получают путем растворения низкомарочных битумов в керосине. Эти смазки подходят как для металлических, так и для дощатых и пластмассовых палуб. Также для дощатых палуб рекомендуют использовать петролатумно-соляровые, петролатумно-керосиновые, парафино-соляровые смазки.

Компоненты

Состав, вес. ч.

Рекомендации по области применения

Оборудование для приготовления

Нигрол

Мыло хозяйственное

Вода

1-2

1-2

5-8

Горизонтальные поверхности деревянной, комбинированной и
стальной опалубки (в т.ч. термоактивной).
Вертикальные поверхности деревянной и деревометаллической опалубки.

Вибрационный диспергатор

Автол

Мыло хозяйственное

Вода

1-2

1

8-10

-//-

-//-

Мыло хозяйственное

Соляровое масло

Керосин

Вода

1

1

1

5-7

Стальная опалубка

-//-

Автол

Цемент

Вода

1

1

1

Деревянная, комбинированная и стальная опалубка (в т.ч. термоактивная)

Сатуратор

Керосин

Парафин

4

1

Деревянная и стальная опалубка

Смеситель с подогревателем

Битум нефтяной БМ-I, БМ-II

Керосин

1

3-5

Опалубочные формы для заливки конструкций подземной части
здания

-//-

Нигрол

Мыло хозяйственное

Вода

5

1

27

Горизонтальные  поверхности стальных опалубочных форм

Вибрационный диспергатор

Кальцинированная сода

Эмульсия ЭКС

Вода

1

12

87

Горизонтальные  поверхности стальных опалубочных форм

Сатуратор

.

Порядок нанесения смазки на опалубку:

  • Распылитель GLORIA для нанесения смазки на опалубку

    наносят после сборки опалубочной формы, что сокращает расход смазочного состава и увеличивает производительность труда;

  • при нанесении соблюдают меры защиты ранее уложенного бетона, арматуры и оснований от попадания на них смазки (укрывают брезентом, рогожей и т.п.);
  • на доборы смазку наносят валиками из пористой резины или кистями. Для покрытия основных поверхностей целесообразнее использование пневмопистолета-распылителя;
  • сопло пистолета (распылителя) располагают на расстоянии 0,8-1 м от палубы;
  • для получения факела разных видов используют сменные головки.

.

Расход смазки для опалубки

Расход зависит от способа нанесения на поверхность палубы, температуры наружного воздуха, консистенции смазки, промежутки времени между установкой опалубки и укладкой бетона.

Ориентировочный расход:

Материал, из которого изготовлена палуба щитов

Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность

Нанесение на вертикальную поверхность

пистолетом

кистью

пистолетом

кистью

Летнее время

Пластмасса, сталь

300

350

400

430

Древесина

320

350

350

420

Зимнее время

Пластмасса, сталь

300

400

350

400

Древесина

300

400

300

350

При нанесении пневмопистолетом-распылителем расход смазки меньший при использовании вязких составов. При нанесении кистью расход смазочного состава для опалубки может достигать до 500 г/м2 по причине более толстых слоев и скоплений в выбоинах, местах стыка, во вмятинах.

На видео показана работа с распылителем GLORIA, который удобно использовать для нанесения смазки на опалубку:

Источник: http://podomostroim.ru/smazka-dlya-opalubki/