Что такое вагонка в строительстве?

Содержание

Вагонка ее виды. Свойства вагонки. | СТРОЙ САМ

Что такое вагонка в строительстве?

страница » Материалы для ремонта » Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала.

Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя.

Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А. Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей. классы вагонки
  • Вагонка класса С. Это вагонка профиля которой самого низкого качества обработки и по каким –либо дефектам не попали в классы высшего уровня, но по своим характеристикам пригодные для использования по назначению. Имеется только одно ограничение дерево вагонки не должно быть гнилым, с явными признаками плесени и грибка. Такая древесина в целом не может использоваться по назначению.  Особых допусков и ограничений к вагонке С класса не имеется. Количество сучков, трещин и их объемы могут быть самыми разными. Цвет вагонки может разнится. Используя такой материал нужно ориентироваться только на Ваши потребности, подойдет ли вагонка для решения строительной задачи.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации  до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной. вагонка из ясеня
  • Вагонка из экзотических пород древесины –это разного рода тропические породы красного дерева, которые произрастают в условиях высокой влажности или сухого климата. Это такие породы дерева как: Тик, Букит, Мербау, Массарандуба, Балау, Гарапа, Кумара. Основной минус такого материала – это высокая стоимость, в виду его дефицита и трудности в обработке, обусловленные высокой прочностью и твердостью. Топические породы древесины особо устойчивы к воздействию насекомых и влажности. Приобретение и монтаж такого материала потребует дополнительных затрат. вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке. пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

  • Евровагонка
  • Штиль
  • Софлайн
  • Американка
  • Блок-хауз
  • Ланд-хауз

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика  вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм,  ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м  до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения. Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность. Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи  – 6,4 кг, из сосны  – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности  достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности.  Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный  материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Источник: https://www.svoyidoma.ru/vagonka-ee-vidy-svojstva-vagonki/

Что такое вагонка? Как правильно выбрать вагонку?

Что такое вагонка в строительстве?

Виды деревянной вагонки, описание, применение для отделки дома 

         При строительстве загородного дома или во время ремонта всегда встаёт вопрос выбора отделочного материала. Требования к нему особые: он должен быть прочным, экологически чистым, долговечным, визуально эстетичным, иметь адекватное соотношение «цена-качество». На рынке большое количество видов обшивки со сложными техническими характеристиками, разобраться в которых под силу только профессионалу. Поэтому самый подходящий материал — это вагонка. Что же это такое и почему именно этот вид обшивки рекомендует большинство строителей?

На картинке: вагонка

         Вагонка — это гладкие деревянные доски различной длины и ширины, имеющие замковое соединение по принципу «шип-паз». Благодаря такому креплению экономится время при установке. Изготавливаются профили из хвойных и лиственных пород деревьев. Применяются для внутренней и наружной отделки жилых помещений, лоджий, бань и саун, бытовых построек.

Читайте также  Как сделать схему земельного участка самостоятельно?

         Изначально маленькие дощечки использовались для обшивки стен поездов – отсюда и появилось название.

Как выбрать вагонку?

         При выборе вагонок нужно учитывать несколько факторов:

  1. Порода древесины.

  2. Качество материала.

  3. Размеры (толщина, длина и высота).

  4. Профиль.

  5. Внешний вид.

Советы эксперта

         Когда осматриваете ламель, обращайте внимание, насколько он ровный. Для этого в магазине позаимствуйте правило и приложите к доске. Если обнаружите малейшие искривления, то данное изделие лучше отложить в сторону.

         Обязательно проверяйте стыки профилей. Они должны без труда заходить один в другой и не изгибаться. Это облегчит работу при монтаже.

         Во избежание скорой деформации после покупки, проверьте древесину на влажность при помощи влагомера (он есть во многих крупных магазинах). Если по каким-то причинам прибора не оказалось, то степень сухости можно определить по звуку: при постукивании по сырому дереву звук будет глухим, а по сухому – звонким.

Какую вагонку лучше использовать для отделки помещений?

         Для внешней отделки дома в основном берутся хвойные сорта деревьев: сосна, ель или пихта. Это обусловлено тем, что они имеют естественную смоляную пропитку, которая важна для защиты от влажности, имеет антибактериальный и противогрибковый эффект.

Совет эксперта.

         Чтобы дольше сохранить рисунок и избежать гниения, сначала немного зашкурьте доску, а затем тонким слоем нанесите антисептический лак.

         Баня, как правило, состоит из двух-трёх комнат: предбанников, парилок и в некоторых случаях душевых (купелей или бассейнов). И для каждой из частей желательна своя облицовка.

         Для парной подойдёт вагонка из осины, ясеня, лиственницы, бука, липы или дуба. Эти сорта устойчивы к высоким температурам, влагостойкие, не обжигают за счёт низкой теплоёмкости, при нагревании источают тонкий древесный аромат и выделяют эфирные масла, полезные для здоровья.

         В предбаннике температура гораздо ниже, поскольку он предназначен для комфортных посиделок и расслабляющего чаепития. Здесь можно экспериментировать как с хвойными (придадут неповторимый лесной запах), так и лиственными породами.

         Душевую, которая наиболее подвержена воздействию воды, лучше, конечно, облицевать плиткой, но если сохранять общий стиль бани, то можно, опять же, использовать доски, сделанные из хвойных деревьев.

Совет эксперта.

         Не стоит красить ламели для бани даже безопасной краской. Во-первых, при нанесении первого слоя дерево поднимет ворс, и придётся его зашкуривать. Во-вторых, любая краска под воздействием температур выделяет токсичные элементы.

На фото: крашеные ламели

         Внутренняя отделка комнат – это прежде всего дизайн, который бы вы хотели лицезреть каждый день. Из материалов лучше выбирать лиственные сорта, но если позволяют средства, то и экзотические (тик, пробковое или красное дерево и т.п.). По сути различия между ними небольшие. Но тропические растения более твёрдые, поэтому, несмотря на их престижность, работать с ними сложно. Также они очень дорогие.

Совет эксперта.

         Если вы хотите сделать комнату визуально выше, то кладите плиты вертикально. Если же хотите создать интересный рисунок, то кладите их горизонтальной лесенкой.

         При выборе вагонок для балкона следует учитывать влажность и температурный режим. Для сырого и тёплого климата подойдут лиственница, дуб или осина. Универсальным вариантом является сосна, но её нужно обработать специальной пропиткой и покрыть лаком. В противном случае будет выделяться смола.

Совет эксперта

         Обрабатывать следует не отдельные части, а всю поверхность после завершения монтажа.

Виды вагонок

         Ламели различаются по классу, сорту древесины, а также по профилю.

          Классы определяются по таким параметрам, как наличие трещин, сучков, смоляных кармашков, червоточин, сердцевины. В российском ГОСТе 8242-88 указаны и другие недостатки: вмятины, сколы, гнили, бахрома, острый обзол и др. Исходя из этого, выделяются следующие сорта:

1. «Экстра» («Премиум»). Идеально ровная доска с ярко выраженным рисунком. Исключены любые дефекты. Подходит для внутренней отделки комнат.

2. Класс «А». Без внешних дефектов, возможна небольшая шероховатость, допускается наличие здоровых сучков (один на погонный метр), которые не выпадут при укладке. Хорошо подойдёт для обшивки саун, лоджий, мансард.

3. Класс «В». Допустимо наличие сучков, мелких трещин, вмятин, смоляных кармашков. Возможен неравномерный цвет древесины и до 10% синевы. Требует дополнительной обработки.

4. Класс «С». Многочисленные недостатки: кривизна доски, выпадающие сучки, сквозные трещины, участки гнили, потемнения и т.д. Применяется для обшивки подсобных помещений.

         Породы древесины.

         Для производства вагонок могут служить практически любые сорта. В основном они подразделяются на хвойные, лиственные и экзотические (ценные). Выбор зависит от назначения изделий, технических характеристик и планируемого бюджета.

Хвойные:

  • ель;
  • сосна;
  • кедр;
  • лиственница;
  • пихта;
  • кипарис;
  • секвойя.

         Такие породы долговечны, влагоустойчивы, содержат эфирные масла и смолы, которые препятствуют распространению грибка и являются природными антисептиками. Часто используются для внешней отделки.

Лиственные:

  • липа;
  • ольха;
  • осина;
  • берёза;
  • ясень;
  • дуб.

         Для них характерны красивый рисунок и низкая теплопроводность. Однако эти материалы менее долговечны и требуют особого ухода. Используются для отделки комнат, а также бань и саун.

Экзотические:

  • железное дерево;
  • пробковое дерево;
  • Доуссия;
  • Абаши;
  • Ироко;
  • тик.

         Это элитные сорта, изготовленные, как правило, из красных пород древесины, отличающиеся особой прочностью и разнообразием цветовой гаммы. Не самые популярные товары на рынке, поскольку их стоимость достаточно высока.

         Профили.

         Различаются по форме сечения, вариантам замков, размерам, внешнему виду лицевой и тыльной сторон.

         Вагонка «Стандарт». Имеет трапециевидное сечение (12,5 – 15 мм х 96 мм) и гладкую лицевую поверхность. Верхняя и нижняя плоскости параллельны друг другу. С одного края расположен гребень, с другого — углубление, что образует замковый механизм «шип-паз».

         Двусторонняя вагонка. Обычный «Стандарт», но обе стороны качественно обработаны и поэтому являются лицевыми. Рекомендуется к применению, если нужно сделать деревянную ширму или создать уникальный рисунок.

         Евровагонка. Отличается от «Стандарта» точностью размеров (по европейскому ГОСТу DIN 68126/86), длинною шипа и наличием с его стороны плоского углубления («полочки»). За счёт неё становится заметным шов на лицевой стороне. С тыльной стороны имеет вентиляционные бороздки.

На фото: евровагонка 

         «Штиль». Его параметры совпадают со «Стандартом», однако фаски закруглены. Размеры могут разниться от 90 до 150 мм в ширину и толщину от 12,5 до 22 мм. «Полочка» отсутствует, соответственно, швы менее выражены. Создаёт иллюзию брусовой кладки.

         «Софтлайн». То же, что и евровагонка, но со скруглёнными углами.

         «Американка». Главное отличие – лицевая и тыльная стороны не параллельны, а расположены по отношению друг к другу под углом в 5 градусов. Благодаря отсутствию фаски монтаж выполняется внахлёст.

         «Блокхаус». По конструкции замка схож со «Стандартом». Но имеет закруглённую лицевую поверхность, которая при укладке выглядит как оцилиндрованное бревно.

         «Ландхаус». Имеет продольные узоры на внешней стороне, которые получают путём фрезерования.

Технические характеристики вагонок

         При выборе материала деревянной вагонки в зависимости от цели ёё использования следует учитывать определённые особенности:

  • экологичность;
  • прочность;
  • твёрдость;
  • тепло- и звукоизоляция;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • влажность;
  • вес;
  • горючесть;
  • коэффициент расширения;
  • гигроскопичность;
  • внешний вид и запах.

Этапы изготовления вагонок:

  1. Изготовление обрезных досок из исходного материала.

  2. Сушка в тепловой или аэродинамической камере.

  3. Придание формы лицевой поверхности.

  4. Сортировка.

  5. Создание заданного профиля.

  6. Проверка качества.

  7. Очищение от следов обработки.

  8. Финальная сортировка, складирование и упаковка продукции.

Размеры вагонок

         Единых стандартов нет. Для российских производителей есть ГОСТ 8242 – 88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». В нём указаны номинальные размеры деталей и допустимое отклонение от норм.

     Согласно же европейскому ГОСТу DIN 68126/86 «Технические условия «Евровагонки» размеры прописаны чётко:

— длина 88 мм;

— ширина 96 мм;

— толщина 12, 5 мм.

         В целом российские размеры могут варьироваться:

— длина от 20 см до 6 м;

— ширина от 50 до 140 мм;

— толщина от 12, 5 до 25 мм.

         У евростандартов описания более систематизированы:

— длина может быть от 0,5 до 6 м;

— ширина только 80, 100, 110 или 120 мм;

— толщина должна составлять 13, 16 или 19 мм.

         Итак, чтобы приобрести подходящую вагонку, достаточно придерживаться нескольких правил:

  1. Определить величину облицовочной поверхности.

  2. Рассчитать бюджет.

  3. Выбрать вид (исходя из профиля, параметров, сорта древесины и класса) для наружных или внутренних работ.

  4. Подобрать нужные пропитки, лаки и краски (при необходимости).

  5. Приступить к монтажу!

Источник: https://5elementt.ru/blog/chto-takoe-vagonka-kak-vybrat-vagonku/

Что нужно знать о вагонке

Что такое вагонка в строительстве?

Вагонка – это тонкая обшивочная доска, как правило, толщиной 12-22 мм, которая используется для внутренней и внешней отделки зданий, хозяйственных и жилых помещений и сооружений. Производство вагонки осуществляется за счет строгания одной или двух сторон обрезной доски с последующей шпунтовкой (выборка шпунта с боковых поверхностей).

Шпунт — продольный выступ на ребре доски, бруса, входящий в соответствующий ему по форме паз другой доски, бруса, блока (тоже называемый шпунтом).

Если проводить параллели между вагонкой и обычными досками, то вагонка имеет пазы и гребни на боковых поверхностях (в процессе соединения вагонки образуется сплошная поверхность, которая практически не поддается короблению и имеет эстетически привлекательный внешний вид). Сегодня, для производства вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы деревьев.

Виды вагонки

В зависимости от предназначения, качества изделия и размеров, вагонка делится на отдельные категории. На сегодняшний день, существует 3 наиболее распространенных вида вагонки:

  • Евровагонка.Данный вид вагонки производится с использованием евростандартов (по сравнению с отечественными изделиями, отличается различной толщиной доски, профиля, формой и размерам). Так же евровагонка имеет длинные шипы, при помощи которых материал крепится к стене, что способствует более прочному соединению досок между собой и как следствие, более высокой стойкости к образованию щелей в процессе изменения температурного режима в помещении. В производстве данного пиломатериала используется натуральная древесина, что наделяет его прекрасной звуко- и теплоизоляцией, стойкостью к износу и механическим воздействиям. Длинные шипы образуют декоративную полку между двумя состыкованными досками при соединении.
  • Вагонка колхозница (крестьянка).Тонкие и легкие доски с наличием пазов с обеих сторон. Характерная особенность подобного пиломатериала – возможность стыковать панели максимально плотно, без наличия малейших щелей и зазоров (полок). Отделка вагонкой колхозница создает впечатление, будто помещение покрыто гладкой и ровной деревянной поверхностью. За счет этого свойства, материал с большим успехом применяется как для отделки потолка, так и для отделки стен. При помощи материала можно с легкостью скрыть любые шероховатости и неровности стен. Фаска доки срезана под углом 45%.
  • Вагонка штиль.Представляет собой отделочную панель, гладко остроганную сухую доску заданной величины с наличием двухсторонних радиусных фасок. Производство вагонки штиль осуществляется с использованием той же технологии что и типовых европрофилей, однако с некоторыми отличиями (пиломатериал более тонкий и при сборке не оставляет полок-проборов между досками в виду отсутствия удлиненных шипов). После монтажа вагонки штиль, получается не фактурная поверхность с незаметными креплениями.

Сорта вагонки

Вагонка – прекрасный пиломатериал для облицовки помещений. Данный материал прекрасно подчеркивает естественную красоту интерьера, делая его уютным и теплым. Если Вы решили купить вагонку в Москве, то самым главным моментом при выборе, является сорт материала. Ориентация на тот или иной сорт, позволит Вам в значительной мере сэкономить средств абсолютна без ущерба эстетической привлекательности интерьера. На сегодняшний день, известно 3 наиболее распространенных сорта вагонки:

  • Вагонка сорт А. Пиломатериалы с полным отсутствием производственных дефектов (допустимы шероховатости в небольших количествах). Вагонка данного сорта не содержит синевы, гнили, червоточины, обзола и прорости. Диаметр сучков не должен превышать 15 мм (могут присутствовать черные сучки небольшого диаметра). Сорт А – вагонка, цена за м2 которой является наиболее высокой, однако и качество материала, так же максимально высокое.
  • Вагонка сорт B. Вагонка, цена и качество которой является средним между сортом А и сортом С. Пиломатериал, который допускает присутствие значительно большего количества повреждений и дефектов. Важное отличие данного сорта вагонки – допустимость непрострожки на торцевой части изделия. Допустимо наличие незначительных сколов, трещин, запилов и вмятин, величиной не более 15 мм на 30 см погонного метра изделия. Пиломатериал может иметь сердцевины, засмолки, окраску, синеву (не более чем 10%), а так же прорости (не более 200 мм на ширину). Так же вагонка может иметь белые сучки различного размера (черные и выпадающие сучки не должны превышать размер 20 мм).
  • Вагонка сорт C. Вагонка стоимость м2 которой является самой низкой, а сам материал имеет множество допусков по производственным дефектам. Подобные изделия допускают наличие смоляных кармашков, засмолки, сердцевин, проростей, синевы, окраски, гнили, обзола и червоточин. Подобная вагонка может содержать практически любые производственные дефекты, по размерам, не превышающие 1/5 общей плоскости. При этом, наличием сучков у вагонки класса С может содержаться без ограничений.

Породы материалов для вагонки

Вагонка различается так же и по сырью, из которого производится материал. Зачастую, вагонка производится из хвойных и лиственных пород, а подбор материала, обусловлен особенностями его использования.

  • Вагонка из лиственничных пород деревьев (дуб, липа, осина, ольха, береза и экзотические сорта – абаш). Некоторые лиственные породы деревьев придают пиломатериалу слишком жесткую поверхность, что делает доску сложной в обработке. Однако, за счет сохранения своей фактуры и формы, а так же прекрасной защиты стен от воздействия влаги, деревянные лиственничные панели с большим успехом используются для внутренней отделки бань, парных.
  • Вагонка из хвойных пород деревьев. Вагонка (сосна), равно как и вагонка (ель), обладают специфическим запахом смолы. Подобные материалы используются как для внутренней, так и для внешней отделки, однако, если хвойную вагонку использовать в банях и парных, то она будет распространять слишком резкий запах и выделять смолу.

Хорошая вагонка. Размеры материала

Размеры вагонки отечественного образца не регламентируются ГОСТом, за счет чего, производители порой сами подбирают параметры изготавливаемых материалов. На сегодняшний день, вагонка производится в следующих размерах:

  • Толщина вагонки: 12-40 мм.
  • Ширина вагонки: 76-200 мм.
  • Длина вагонки: 0,2-6 м.
  • Размер шипов: 4-5 мм.
Читайте также  Как правильно поклеить обои в углах комнаты?

Если говорить о размерах евровагонки, то она обладает более точными параметрами и приобретая подобную облицовочную доску, можно встретить всего лишь несколько ее видов:

  • Толщина евровагонки: 13, 16, 19 мм.
  • Ширина евровагонки: 80, 100, 110, 120 мм.
  • Длина евровагонки: 0,5-6 м.
  • Размер шипов евровагонки: 8-9 мм.

Обшивка вагонкой. Преимущества

Вагонка – это, прежде всего натуральный материал, который используется не только для украшения, но и для утепления помещений. Вагонка для внутренних работ «дышит» и создает естественный микроклимат.

Среди неоспоримых преимуществ данного отделочного материала можно выделить следующие преимущества:

  • Экологическая чистота. Древесина вагонки – полностью натуральный и безопасный материал, который гарантированно создаст положительную атмосферу в помещении.
  • Простота монтажа. Система паз-гребень в значительной мере упрощает и ускоряет монтажные работы.
  • Эстетическая привлекательность. Материал обладает красивой и неповторимой структурой, которая является приятной на ощупь.
  • Создание благоприятного микроклимата. В силу своей гигроскопичности, дерево может регулировать уровень влажности в помещении, создавая максимально комфортные условия.
  • Широта ассортимента. Благодаря широкому выбору естественных оттенков и рисунков древесины из различных пород, можно создать уникальный стиль интерьера, который в полной мере будет соответствовать всем эстетическим требованиям.
  • Сортность. В зависимости от поставленных задач, можно подобрать пиломатериал нужного качества по приемлемой стоимости.
  • Стоимость вагонки. На сегодняшний день, стоимость метра вагонки является сравнительно невысокой, если проводить параллели между другими пиломатериалами, поэтому, качественная вагонка от производителя – это оптимальное решение по соотношению цена/качество.

Монтаж вагонки

В процессе монтажа вагонки, на очищенную поверхность монтируется реечный каркас, либо каркас из оцинкованного профиля. Размещение реек происходит перпендикулярно панелям с шагом не больше чем 40 см (если вагонка монтируется на потолок, то не больше чем 50 см). В случае с деревянным каркасом, его необходимо предварительно обработать при помощи специального средства, которое предотвратит разрушение древесины. Пространство между стеной и вагонкой, заполняется изоляционными материалами, для усиления тепло- и звукоизоляции.

Перед тем как выполнить монтаж вагонки, необходимо нанести разметки с последующим вырезанием отверстий для розеток и выключателей. Сам процесс монтажа пиломатериала не представляется собой ничего сложного, однако, для безупречного выполнения работы, требуются специальные навыки.

Цена вагонки за квадратный метр

Если Вас интересует качественная вагонка в Москве, то стоимость материала будет формироваться в первую очередь сортностью и размерами изделия. Перед тем как купить вагонку, необходимо точно распланировать необходимое количество материала, а так же определиться с породой древесины. Оптимальное соотношение стоимости и качества, а так же высокую востребованность имеет вагонка (хвоя). В таблице ниже представлена вагонка (сосна), цена на которую является более чем доступной, а так же изделия из других пород деревьев.

Источник: https://yakubovich-les.ru/articles/interesnoe-o-vagonke.html

Все о деревянной вагонке – оценка качества, преимущества использования и характеристики отделочного материала

Что такое вагонка в строительстве?

Деревянная вагонка – популярный отделочный материал. Натуральность происхождения и отличные эстетические свойства позволяют ей оставаться в топе. В сочетании с простотой и быстротой крепления вагонка становится незаменимой при и ремонте самых разных объектов и помещений.

Что собой представляет материал?

Вагонка – это обшивочные доски различной толщины и длины. Производятся они из нескольких пород древесины, что делает возможным их применение внутри помещений любого назначения и снаружи строений. Для защиты от влаги каждая ламель обрабатывается специальными составами еще на стадии производства.

Но для долговечного использования в условиях повышенной влажности обязательно нанесение дополнительной пропитки (в том числе защищающей от образования плесени и грибка).

Вопросом, какую деревянную вагонку лучше выбрать, нужно задаваться с учетом сферы применения, внешнего вида и класса материала.

Где актуально использование вагонки?

Некоторые дизайнеры считают обшивку стен досками устаревшей техникой. Но эстетику отделки натуральными материалами сложно оспаривать. Поэтому текстура деревянной вагонки хорошо впишется в интерьер:

  • балкона,
  • предбанника и парилки,
  • террасы и веранды,
  • любых помещений в загородном домике – от спальни до гостиной.

Если купить доски, изготовленные из правильной древесины, то они будут актуальны и для внешних отделочных работ.

Так сосна или ель выдерживают эксплуатацию внутри зданий при невысоких температурах в диапазоне от -5°C до +30°C. Рекомендуется соблюдать невысокий уровень влажности.

Липовые и ольховые виды вагонки противостоят как высокой влажности, так и значительной температуре.

Ламелями из лиственницы можно обшить гостевой домик или беседку снаружи. Такая древесина устоит перед 100% влажности и колебанием температур от -50°C до +50°C.

Встречается вагонка их элитных дорогостоящих пород деревьев, таких как бук или дуб. Ее применение оправдано в продуманном интерьере гостиной или спальни. Для детских комнат нередко выбирают липовые доски. Помимо красивого оттенка их отличает высокое содержание дубильных веществ – это помогает создать в помещении здоровый микроклимат.

Классификация материала в зависимости профиля поверхности

Если взглянуть на фото деревянной вагонки в интерьере, можно увидеть, что ламели бывают нескольких видов. В зависимости от типа профиля, доски для обшивки подразделяют на:

  • Софтлайн. Имеет скругленные кромки, помогает создавать поверхности с дополнительным объемом и фактурой;
  • Стандартные панели. Отличаются ровным профилем, обшитая ими стена напоминает гладкое полотно;
  • Американку. Предполагает укладку ламелей внахлест. Получаемая рифленая поверхность хорошо противостоит осадкам и рекомендуется для применения снаружи помещений;
  • Ландхауз. Имеет продольные выемки по всей длине доски;
  • Евровагонку. Имеет отличия в крепежах ламелей. Изготавливается по усовершенствованным технологиям из высококачественных пород дерева;
  • Блок-хаус. Имитирует кладку стен из оцилиндрованного бруса. Отличается высокими эстетическими качествами.

Некоторые классификации дополнены деревянными обоями. Они изготавливаются в виде прямоугольных, квадратных или удлиненных панелей из различных пород дерева. Альтернативный вариант – рулонные деревянные обои из шпона или пробки.

Классификация вагонки по классу сырья

В зависимости от того, какого сорта древесина пошла на изготовление ламелей, вагонку подразделяют на несколько классов:

  • «C». Бюджетный сегмент отделочных материалов. Нормой является наличие сучков, трещинок, смоляных кармашков, других дефектов доски.
  • «B». Средний класс качества. Характеризуется наличием сучков, но не более чем 4-х на выбранную единицу измерения.
  • «А». Допустимо наличие кармашков и трещин, но число сучков на 1,5 метра не должно превышать 1.

Вагонка экстра-класса не может иметь любых видимых дефектов.

Размеры вагонки

Размеры деревянной вагонки и вес досок могут существенно отличаться в зависимости от того, какими возможностями располагает производитель. Длина тоже может варьироваться. Евровагонка при изготовлении подразумевает соответствие своим особенным габаритам.

Наиболее распространенные размеры для евровагонки:

  • ширина (мм): 120, 110, 100, 80;
  • длина (м) от 0,5 до 6,0;
  • толщина (мм): 19, 16, 13;
  • размер шипа – 9 мм.

У остальных разновидностей вагонки габариты бывают:

  • по ширине 76 – 200 (мм);
  • по длине от 0,2 до 6,0 м;
  • по толщине: 12 – 40 мм;
  • размер шипа 5 мм.

Допустимые колебания в размерах евровагонки могут составлять от 0,5 до 5 мм в большую или меньшую сторону.

Монтаж вагонки на вертикальные и горизонтальные поверхности

Монтаж проводится в три этапа: подготовка основания (сборка каркаса), крепление ламелей, отделка (обработка).

Ровной поверхности добиться очень сложно, поэтому вагонку крепят на заранее собранный и выставленный по уровню каркас. Этот способ монтажа удобен еще и тем, что между стеной и досками можно будет проложить слой утеплителя. Допускается сборка ламелей как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Встречаются интерьеры, где укладка осуществляется по диагонали или по принципу паркета. Последние способы влекут больше расходов по материалу и времени, но смотрятся эффектно и необычно. Для парилки рекомендуется выбрать традиционный для таких строений тип монтажа – вертикальное крепление досок.

Ламели сажают на дюбели, саморезы или гвозди. При обшивке потолка используют несколько разновидностей метизов, например, шурупы и кляймеры. Начинать монтаж лучше с одного из углов.

При креплении на кляймеры, их загоняют в паз доски, а в отверстие вбивают гвозди. Следующая ламель заводится в паз уже установленной вагонки, потом крепится кляймером. Гвозди или саморезы должны входить в древесину под углом. Шляпки метизов требуют маскировки, чтобы быть незаметными на поверхности.

Финальная отделка – нанесение слоя краски или морилки в соответствии с дизайн-проектом помещения. Цвета деревянной вагонки нередко имитируют естественные природные оттенки. Фактура материала будет гармонично проявляться как под естественными колерами, так и под слоем ярких красок.

Фото деревянной вагонки

Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://materialexpert.ru/vse-o-derevyannoj-vagonke/

Преимущества и недостатки вагонки, ее виды, характеристики и применение. Как выбрать качественный материал?

Что такое вагонка в строительстве?

Вагонка заслуживает особого внимания. Этот отделочный материал пользуется большой популярностью во всем мире при обустройстве сооружений разного назначения.

В настоящее время многочисленные отечественные и зарубежные компании предлагают широкий ассортимент изделий, что позволяет осуществить оптимальный выбор с учетом внешнего вида, качества и эксплуатационных характеристик.

Достоинства материала

Вагонка представляет собой тонкую, узкую доску с замковым профилем, обеспечивающим соединение по системе «шир-паз». Именно замковое соединение, позволяющее плотно, без зазоров стыковать элементы, отличает ее от обычной облицовочной деревянной рейки. Вагонка относится к категории отделочных материалов, а потому выделяется привлекательным внешним видом, подчеркиваемым различными формами (профилем) изделия.

Деревянная вагонка изготавливается из натуральной древесины, что и обуславливает ее основные достоинства:

  • экологическая чистота, а порой даже лечебный эффект;
  • длительно сохраняющийся аромат натуральной древесины;
  • повышенные теплоемкость и звукоизоляционные свойства;
  • воздушная и газовая проницаемость, способствующая «дыхательному» эффекту;
  • пониженная склонность к гниению из-за использования специальных пропиточных составов;
  • сохранение цветового оттенка и текстуры в течение длительного срока;
  • простота монтажа и ремонтопригодность.

В настоящее время вагонка изготавливается из дерева, пластика и МДФ. В двух последних вариантах остается только принцип формирования замкового соединения, обеспечивающего простоту и плотность сборки, но теряются основные достоинства натурального материала. С учетом этого, наибольшую популярность сохраняет деревянная продукция.

Где применяют?

Название «вагонка» используется только в русском языке, а в других странах ее именуют просто профилированной доской. Оно произошло от первоначального назначения – обшивка товарных вагонов и контейнеров, когда для упрочнения стенок и исключения щелей, был разработан специальный замковый профиль. В наше время такое направление использования материала стала скорее историческим фактом, чем практическим применением.

Деревянная вагонка обеспечивает эстетичный внешний вид, комфорт и тепло в помещении, а потому активно используется при внутренней и наружной отделки зданий разного назначения. Особую популярность она приобрела при обустройстве загородных домов и дач, отделки прихожек и лоджий в городских квартирах, для обшивки дверных полотен.

С ее помощью оформляются стены и потолок. В современных банях и саунах вагонка считается одним из основных отделочных материалов. Определенные сорта применяются даже в экстремальных условиях парилки.

Разновидности по форме

При создании интерьера важно разнообразие и индивидуальность облицовки. Для этого вагонка выпускается с разным внешним видом (профилем). Изделия отличаются по конфигурации внешней и тыльной частей, наличию фасок, исполнению замкового элемента.

Рекомендуем:  Технические характеристики ДСП и применение в строительстве

Сравнить разные типы вагонки можно по форме поперечного сечения, что и принято называть ее профилем. В настоящее время можно найти почти десяток видов этого отделочного материала.

Традиционный тип

Стандартная или традиционная вагонка в России производится в соответствии с ГОСТ 8242-88. Для нее характерно прямоугольное сечение и типовой замковый элемент (шип-паз).

Размеры стандартизованны. Остаточная влажность выдерживается в диапазоне 9-14%.

Стандартная доска категории евровагонка соответствует европейскому стандарту DIN 68126/86. На ней рядом с шипом выполняется фаска, что формирует четкие, ровные швы при облицовке.

Влажность еврокатанки не превышает 11%. Гарантируется стабильность размеров и качественные, выраженные линии замкового сочленения.

Softline

Распространенной разновидностью традиционной евровагонки является вагонка типа Софтлайн (Softline).

Ее основное отличие – скругленные углы на лицевой стороне изделия.

Такой профиль позволяет существенно снизить вероятность появления краевых заусенцев и сколов.

Особую популярность эта вагонка имеет при отделке саун.

Штиль

Вагонка «Штиль» во многом аналогична предыдущему варианту, но скругление кромки производится только с одной стороны доски (возле паза). Так обеспечивается четкая выраженность одной линии в стыке, что позволяет имитировать брусчатую отделку поверхности.

Наиболее часто эта вагонка выпускается с повышенной толщиной (до 2,5 см). Широко используется при наружной отделке фасадов.

Ландхаус

Эта вагонка относится к элитному классу и имеет высокую стоимость. Ее отличает оригинальный, сложный рисунок на наружной поверхности, выполняемый путем фрезерования или прессования. Один из эффектных вариантов – имитация резьбы по дереву.

Блокхаус

Данная вагонка имеет округленную лицевую поверхность, что позволяет имитировать бревенчатый сруб (читайте: сборка сруба из профилированного бруса). Она применяется в основном для внешней отделки стен зданий.

«Американка»

Оригинальность профиля обеспечивается скошенностью доски от шипа до центральной оси. При монтаже этой вагонки создается впечатление укладки элементов друг на друга (внахлест).

Разница в толщине вагонки на краю и в центре достигает 7-8 мм, что обеспечивает скос на угол до 6 °. По сути, «Американка» обеспечивает имитацию сайдинговой обшивки стен.

Двухсторонний тип

Важное отличие двухсторонней вагонки – обе ее стороны можно считать лицевыми, т.к. они подвергаются аналогичной чистовой обработке. При создании тонкой перегородки она монтируется в один слой, при этом с обеих сторон перегородки обеспечивается привлекательный внешний вид.

Кроме того, ее легче монтировать при облицовке стен за счет упрощения подбора элементов. К недостаткам относится отсутствие вентиляционных бороздок на поверхности (в других типах вагонки они делаются на тыльной стороне), что не позволяет использовать этот материал в помещениях с повышенной влажностью и испарениями.

Сортамент

В зависимости от назначения вагонки важную роль играет соотношение цена – качество. Для возможности подбирать товар по этому показателю она выпускается следующих сортов.

Экстра (Премиум)

Это высший, элитный сорт изделия, на поверхности которого не допускаются видимые дефекты. Такая вагонка не имеет разброса по размерам, а ее поверхность идеально гладкая.

Читайте также  Как соединить металлопрофиль между собой?

После монтажа на стене формируется ровная стыковая линия.

Первый сорт или класс А

Данный товар имеет достаточно высокое качество, но допускаются определенные дефекты:

  • не более 3 невыпадающих сучков с небольшими сколами на 1 м²;
  • мелкие трещинки на поверхности и гранях;
  • небольшая осмоленность древесины (не более 8-9 %);
  • участки с отклонением по цвету (не более 9 %).

Второй сорт или класс В

Допускаются следующие дефекты:

  •  выпадение сучков (не более 2-х на 1 м²) размером до 5 мм на поверхности и до 15 мм на торцах;
  • трещина на внешней стороне до 30 см (не раскрытые);
  • нарушение в окраске, не отражающееся на качестве древесины;
  • участки, пораженные вредителями (до 4 %).

Третий сорт или класс С

Это самая дешевая инизкокачественная вагонка. Запрещается при ее изготовлении использовать прогнившее сырье, другие дефекты не нормируются. На доске могут быть отверстия от выпавших сучков, выход смоляных пятен, трещины, неравномерность цвета.

Увеличен и допуск отклонения по размерам – до 5 см по длине, 1 мм по ширине и 0,4 мм по толщине.

Из чего делают?

Вагонка может изготавливаться практически из любой породы древесины, но это отражается на ее качестве и основных характеристиках. Сфера использования материала также зависит от использованного сырья. Различаются следующие виды вагонки по породе древесины.

Хвойная древесина

Специфическая особенность ее – большое содержание смол и эфирных масел. Они с одной стороны мешают развитию грибков, но при высокой температуре опасны для человеческого организма. С учетом этого, хвойные породы нельзя использовать в банных парилках, а наиболее широко они применяются для внешней обшивки зданий.

Наиболее часто вагонка делается из таких хвойных деревьев:

  1. Ель. Преимущества – низкая стоимость; мягкость, позволяющая легко округлять формы; красивая текстура; малая шероховатость. Основной недостаток – повышенная гигроскопичность.
  2. Сосна. Считается наиболее подходящим материалом для вагонки бюджетного класса. Среди недостатков выделяется высокое содержание смол и уязвимость к царапинам.
  3. Лиственница. Этот материал обладает высокой прочностью и минимальной гигроскопичностью, привлекательной текстурой и стойкостью к гниению. Ограничивает применение высокая цена.
  4. Кедр. Его отличает особый аромат, благотворно влияющий на нервную систему. Он способен отпугивать насекомых. Недостаток – дефицитность и повышенная стоимость.

Лиственная древесина

По сравнению с хвойными породами, их смолы не вредны для человека, что позволяет использовать в банных условиях.

Она отличается пониженной теплопроводностью. Находят применения такие породы древесины:

  1. Липа. Главный недостаток – постепенное потемнение по мере эксплуатации и соответствующая потеря внешнего лоска.
  2. Ольха. Ее можно использовать во влажных помещениях. Она обладает оригинальной, привлекательной текстурой. Главный недостаток – пониженная долговечность.
  3. Дуб. Дубовая вагонка относится к элит классу. Она практически не имеет недостатков и отличается прекрасным внешним видом. Ограничивает использование только цена.

Экзотика

Ценные, экзотические породы древесины, относящиеся к категории красного дерева, используются для изготовления высококачественной вагонки элит класса. У нее очень высокая стоимость, но бесподобный внешний вид, особый оттенок, высокая долговечность и прочность.

Особо выделяются такие разновидности, как хемлок или канадская тсуга и абаши. Последнее тропическое растение отличается своеобразным цветом с лимонно-желтым или белесым оттенком.

Древесная основа вагонки задает ее свойства и декоративность. Какой тип выбрать, зависит от назначения доски, финансовых возможностей и потребности.

Размеры

При выборе вагонки большая роль отводится ее размеру – длине, ширине и толщине доски. Он этих параметров зависят как прочностные характеристики, так и дизайн облицованной поверхности. Чаще всего используются элементы типовых размеров.

В частности, евростандарт рекомендует вагонку шириной 88 мм (плюс шип 8 м), толщиной 12,5 мм и длиной от 1,2 до 4,5 м. В то же время в продаже имеется широкий выбор маркоразмеров. Так, вагонка по длине выпускается от 30 см до 6 м (шаг – 10 см). Толщина может колебаться от 12 до 25 мм. Ниже в таблицах представлены более подробные параметры размеров материала.

Для внутренних работ обычно используют деревянную вагонку толщиной от 13 мм до 16 мм. Для наружных работ применяют вагонку (в народе колхозница) толщиной от 16 мм до 25 мм.

Как правильно выбрать?

Вагонка подбирается с учетом ее назначения. Для внешней отделки и в помещениях с повышенной влажностью предпочтение отдается влагостойким изделиям. Внутренняя отделка жилых помещений требует определенного внешнего вида и текстуры дерева для оформления в выбранном стиле.

При выборе вагонки особое внимание обращается на такие параметры:

  • остаточная влажность;
  • наличие сучков;
  • цветовой оттенок и его однородность;
  • фактура древесины;
  • наличие грибковых поражений, трещин;
  • отклонение в размерах;
  • порода древесины;
  • направление распила.

Сорт товара выбирается из оптимального соотношения цены и качества, а также богатство всего интерьера помещения.

Производители

Не следует покупать товар у случайных продавцов, которые могут «всучить» некачественную доску. Качество и долговечность гарантируют компании, которые специализируются на данном виде пиломатериалов.

Многочисленные положительные отзывы заслужила вагонка таких производителей, как LUNAWOOD, Астар, Карелия, Вятская сосна, PromMax.

по выбору вагонки

Классы материала, различия между ними, специфические особенности применения, практические рекомендации по выбору:
Как выбрать сорт и размер:

Виды профилей, их отличия, обзор и выбор вагонки:
Вагонка заслуженно приобрела широкую популярность как отделочный материал. Она выпускается различных типов, отличающихся формой профиля, качеством изготовления, использованной древесиной, размерами. Широкая номенклатура позволяет выбрать нужный товар с учетом назначения и финансовых возможностей.

Источник: https://DomaVlad.ru/materialy-tehnologii/vagonka.html

Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

Что такое вагонка в строительстве?

Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:

Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

Для вагонки из дерева характерно:

  • Натуральный внешний вид.
  • Экологическая безопасность.
  • Запах дерева.
  • Теплая поверхность.
  • Склонность к гниению.
  • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
  • Усыхание.
  • Необходимость в пропитке или покраске.

Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

В целом в характеристике вагонки из пвх можно отметить:

  • Идеальная геометрия.
  • Отсутствие наружных дефектов.
  • Устойчивость к влажной среде.
  • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
  • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
  • Небольшая масса.
  • Минимальное температурное расширение.

Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

В первую очередь для этого госта характерно:

  • Высокая влажность на уровне 20-25%.
  • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
  • Узкие соединения шип-паз.
  • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:

  • Уровень влажности 10-15%.
  • Широкий шип.
  • Наличие вентиляционных канавок.
  • Деление продукции на 4 сорта.
  • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

Сорта вагонки

Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

Вагонку из дерева делят на 4 сорта:

  • Экстра.
  • Первый или А.
  • Второй или В.
  • Третий или С.

Экстра –  это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:

  • Ель.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Кедр.

Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

Наиболее ценной считается кедроваявагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:

Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат.  Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

Похожие темы:

Источник: https://tehpribory.ru/glavnaia/materialy/vagonka.html